Пятница, 2024-05-03, 16:11:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Students

Форма входа
Наш опрос
Хотели бы Вы что бы на нашем сайте появилась викторина?
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2008 » Март » 17 » Управление высшего образования: О совершенствовании работы высших учебных заведений РБ с одаренной молодежью
01:40:48
Управление высшего образования: О совершенствовании работы высших учебных заведений РБ с одаренной молодежью
Наше государство, лично Президент страны Александр Григорьевич Лукашенко уделяют постоянное внимание вопросам развития и рационального использования интеллектуального потенциала белорусского народа – основного из важнейших стратегических ресурсов экономического и социального развития страны.

Учитывая, что Республика Беларусь имеет ограниченные запасы природных ресурсов, а также относительно небольшую численность населения, мы можем делать ставку и рассчитывать в основном только на интеллектуальный потенциал нации.

За последние годы в стране не просто создана, но и постоянно совершенствуется система по выявлению, учету, социальной поддержке одаренной и талантливой молодежи. Более того, все больше внимания уделяется анализу эффективности использования имеющегося кадрового потенциала в реальном секторе экономики, социальной сфере, науке, управлении.

Наряду с другими вопросами рассмотрению этих проблем был посвящен и состоявшийся в начале ноября 2007 года Первый съезд ученых Беларуси.

В своем выступлении на съезде А.Г.Лукашенко акцентировал внимание присутствующих на важность бережного отношения и эффективного использования интеллектуального потенциала нашего народа, а также расширения внедрения научных достижений в экономике и социальной сфере.

Важным звеном в государственной поддержке одаренной и талантливой молодежи является деятельность высших учебных заведений. Именно здесь завершается формирование и становление молодых людей как граждан и патриотов своей страны, а также их профессиональных качеств. С учетом необходимости инновационного развития страны роль вузов в современных условиях неизмеримо возрастает.

В стране создана и развивается государственная многоступенчатая система образования и воспитания, формирующая благоприятную среду для развития талантливой молодежи.
На всех уровнях образования в настоящее время ведется последовательная работа по оптимизации продолжительности обучения, структуры и содержания образования.

Все эти преобразования направлены в первую очередь на обеспечение гражданам нашей страны доступа к качественному конкурентоспособному образованию, что, на наш взгляд, является базой, на которой только и может успешно развиваться одаренная и талантливая личность.

Тщательно продумана система обеспечения качества образования на всех уровнях.

Во-первых, оптимизируются сроки получения образования. Общеобразовательная школа переходит на 12-летний срок обучения. Уже в этом году базовая школа завершает переход на 10-летний срок обучения.

Все это положительно скажется на решении вопросов оптимизации содержания обучения на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.

Сформирована двухступенчатая система высшего образования, первая ступень которой направлена на подготовку квалифицированного специалиста для реального сектора экономики и социальной сферы, а вторая, магистерская ступень, – на подготовку к научно-исследовательской, инновационной деятельности.

Переход на новую структуру высшего образования завершится к 2010 гг. одновременно с переводом общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения. Этот процесс соответствует планируемому переходу к 2008-2010 гг. европейской высшей школы на базе 12 – 13-летнего общего среднего образования к 4-летнему высшему образованию.

Справочно:

В настоящее время в 21 вузе Министерства образования и 13 вузах, находящихся в подчинении других министерств и ведомств, открыта магистерская подготовка свыше 1300 магистрантов - молодого поколения будущих ученых и преподавателей.

Во-вторых, за счет создания учреждений образования нового типа (гимназий и лицеев), наряду с укреплением основного общеобразовательного учреждения – средней школы, обеспечивается широкий доступ учащейся молодежи, в том числе из числа проживающих в сельской местности, к получению знаний на повышенном и углубленном уровнях.

Развивается сеть классов с углубленным изучением отдельных предметов.

Справочно:

Система общего среднего образования страны включает 184 гимназии, 36 лицеев, 6 учебных комплексов "гимназия-колледж", более 1 тыс. школ с углубленным изучением отдельных предметов.

В 2007 году в населенных пунктах, расположенных в сельской местности, дополнительно открыто 20 гимназий и 4 профессиональных лицея .

Различными формами и видами дифференцированного обучения охвачено более 60% учащихся I–XI (XII) классов.

В 1605 школах (40%) функционируют классы с изучением предметов на углубленном и повышенном уровнях, в том числе 817 в сельской местности. В 2303 школах работают профильные классы.

Основными типами учреждений профессионально-технического образования становятся профессиональный лицей и профессиональный колледж, среднего специального образования – колледж (в стране насчитывается 74 профессиональных лицея и 56 профессионально-технических колледжей).

Высшее образование в стране уже сегодня - это образование в основном университетского типа.
В-третьих, последовательно ведется разработка нового поколения образовательных стандартов, учебных планов и программ, обеспечивающих инновационное развитие образования. На уровне среднего специального образования эта работа практически завершена. Эта работа проводится при активном участии ученых Национальной академии наук Беларуси, а также представителей организаций-заказчиков кадров.

В-четвертых, для всех уровней образования создано новое поколение учебной литературы. Ведется активная работа по созданию учебной литературы на электронных носителях.
В-пятых, укрепляется материальная база. В этом году практически завершается переоснащение учреждений образования компьютерами нового поколения (в общеобразовательных школах 96% ЭВМ нового поколения), свыше 50% учреждений общего среднего образования и практически все учреждения профессионального образования имеют доступ в локальную сеть Интернет, все более широко используют ее возможности в образовательных целях.

В-шестых, совершенствуется работа с кадрами. Обеспечивается подготовка, повышение квалификации и переподготовка руководящих работников и специалистов образования с учетом проводимых преобразований и современных требований к качеству и содержанию образования.
С привлечением широкого круга ученых и специалистов успешно ведется разработка и внедрение современных методик по выявлению одаренных детей.

Справочно:

В 2007 году в НИО проведены исследования и разработаны психолого-педагогические основы выявления и развития способностей талантливых детей и учащейся молодежи, методики их социализации и психологической адаптации. Научный руководитель – Т.М.Савельева, доктор психологических наук, профессор. Разработано учебно-методическое обеспечение для преподавателей естественно-математического и социально-гуманитарного циклов по выявлению талантливых детей и учащейся молодежи (диагностико-дидактические материалы и методические рекомендации).

Министерством образования, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, НАН Беларуси проведено свыше 40 научно-практических конференций и семинаров по проблемам выявления, развития и профессионального становления талантливой личности.

Сохранению и преумножению интеллектуального и творческого потенциала страны, созданию условий для развития способностей и талантов одаренных детей и молодежи, правовой и социальной поддержки одаренной личности способствует реализация Государственной программы “Молодые таланты Беларуси” на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь в мае 2006 года.

Одним из приоритетных направлений работы органов управления образованием и учреждений образования, позволяющих выявлять наиболее подготовленных и одаренных учащихся, является олимпиадное движение.

Справочно:

В состоявшейся в 2007 году республиканской олимпиаде (по 16 общеобразовательным предметам) участвовало на I этапе 575,2 тыс. учащихся 5-11 классов (в 2006 г. - 562 000); на 2 этапе –84,2 тыс. учащихся; на 3 этапе – 8058, на заключительном этапе — 1461.

На заключительном этапе республиканской олимпиады дипломами I, II и III степени награждено 660 учащихся, в том числе:

учащихся общеобразовательных средних школ – 38% (248 чел.);
учащихся сельских школ – 5% (34 чел.);
учащихся гимназий и лицеев –57% (374 чел.);
учащихся ПТУ и ССУзов – 4 чел.
Анализ числа победителей по регионам свидетельствует о лучших результатах работы, достигнутых по выявлению, отбору и развитию талантливых детей в г. Минске, Витебской, Минской и Гомельской областях.

В 2007 году проведено свыше 20 республиканских соревнований, конкурсов и выставок в области технического детского творчества, туристско-экскурсионной и эколого-биологической деятельности.

Сборные команды школьников страны по математике, физике, информатике, химии, биологии, астрономии и астрофизике, побеждая на протяжении последних десяти лет на международных олимпиадах, вносят неоценимый вклад в укрепление международного авторитета нашей родной Беларуси.

Справочно:

В 2007 году на международных предметных олимпиадах все 28 участников от Республики Беларусь стали победителями и удостоены 3 золотых, 11 серебряных и 14 бронзовых медалей (в 2006 г. – 20 медалей) .

Ярким примером интеллектуального развития таланта в раннем возрасте является Короткевич Геннадий, учащийся 7 класса, трехкратный победитель республиканской олимпиады, серебряный призер международной олимпиады 2006 года и золотой призер международной олимпиады 2007 года.

В 2007 г. в международной Менделеевской олимпиаде школьников по химии (г. Минск) из 10 участников 8 человек удостоены медалей (1 золотая, 3 серебряных, 4 бронзовых).

В 2007 году команды (20 учащихся) республики приняли участие в олимпиаде стран СНГ и Балтии по физике, математике, химии, биологии, русскому языку и литературе (ноябрь, г.Москва). Белорусские учащиеся удостоены 20 дипломов (I степени – 8, II степени – 3, III степени – 4, в различных номинациях – 5)

В феврале 2007 г. проведены:

республиканский конкурс юных физиков;
XI республиканский конкурс исследовательских работ (конференция) учащихся по математике, физике, астрономии, информатике, биологии и химии;
республиканский конкурс юных математиков, в котором приняли участие 16 команд из всех регионов республики (96 чел).
48 учащихся общеобразовательных учреждений участвовали в конкурсе исследовательских работ школьников Беларуси и России ”Общность народов – общность литератур“ (ноябрь, г. Полоцк), 29 из них стали обладателями дипломов (I степени – 7, II степени – 13, III степени– 9).

Команда Республики Беларусь (5 чел.) приняла участие в международной научно-практической конференции школьников (апрель, Санкт-Петербург). Белорусские школьники завоевали одну золотую медаль по физике и две бронзовые по математике.

Команды школьников приняли участие в XV Международной олимпиаде экологических проектов в Турции (г.Стамбул), XV Межрегиональной научно-практической эколого-краеведческой конференции в г. Переславль – Залесский и др.

Сложились и успешно применяются самые разнообразные формы внеучебной деятельности с учащейся молодежью, обеспечивающие развитие их творческих способностей и одаренности.

Для развития интереса учащихся к научной деятельности проводятся республиканские турниры юных физиков и математиков, научно-практические конференции школьников, по аналогии с советским “Квантом” возобновлен выпуск белорусского научно-популярного журнала “Фокус”, развивается олимпиадное движение, охватывающее каждого третьего школьника страны.

На развитие талантливости и одаренности направлена деятельность учреждений дошкольного и внешкольного воспитания.

Справочно:

В 2007г. проведены:

конкурс детских исследовательских работ по изучению и сохранению биоразнообразия флоры “Сцяжынкамі Бацькаўшчыны”;
экологическая заочная (Интернет) олимпиада школьников;
XVIII республиканский конкурс научных биолого-экологических работ учащихся;
республиканский фестиваль хоровых коллективов “Пяю табе, Беларусь”.
На науку и образование в нашей республике возложена одна из ключевых задач – развитие научно-инновационной сферы Беларуси, главным резервом которой является студенческая научная молодежь.

В вузах республики организовано дифференцированное и индивидуальное обучение талантливой молодежи (спецкурсы, курсы по выбору, индивидуальные занятия, консультации и т.д.), кураторство талантливой молодежи ведущими учеными, выдающимися спортсменами и деятелями культуры.

Целенаправленно ведется организационная работа по привлечению студентов и молодых специалистов к научно-исследовательской работе. Разработаны и внедрены на практике новые формы организации участия студентов в инновационной деятельности.

О высоком уровне интереса нашей молодежи к науке свидетельствует тот факт, что более трети студентов дневной формы обучения принимает участие в научно-исследовательской деятельности.

Значимым событием как для студентов, участвующих в научно-исследовательской работе, так и для высших учебных заведений республики является Республиканский конкурс научных работ студентов вузов Беларуси, проводимый Министерством образования ежегодно с 1995 года.

В Республиканском конкурсе научных работ студентов приняли участие 3162 студента из 49 государственных и частных высших учебных заведений Беларуси. По его итогам 62 студента из 27 вузов удостоены звания лауреата, 439 чел. из 38 университетов являются авторами научных работ, получивших первую категорию, 785 чел. – авторы научных работ, получивших вторую категорию, научные работы 804 чел. отмечены третьей категорией.

Среди участников конкурса преобладали студенты старших курсов и выпускники вузов (около 87%). Результаты 84 % конкурсных работ уже опубликованы, докладывались на конференциях, внедрены в учебный процесс и производство - это 1344 научные статьи, 1439 тезисов докладов, 1960 актов внедрения в учебный процесс и производство.

Справочно:

Внедрение результатов дипломной работы выпускницы Витебского государственного технологического университета А.Н.Руколь на ОАО “Красный Октябрь” позволило получить экономический эффект более 1,5 млн. рублей.

Результаты исследований, проведенных студентами Белорусского государственного университета А.С Бондаренко и А.Ю.Володиным в рамках государственной программы ориентированных фундаментальных исследований “Наноматериалы и нанотехнологии”, используются для электрохимического анализа отклика атомных слоев металлов и неметаллов. Предложения, подготовленные в дипломных проектах студентов Т.С.Карпюк и А.В.Иванова, использованы при совершенствовании маркетинговой службы предприятия “Светлогорсккорммаш”.

Справочно:

Разработано и издано учебно-методическое пособие “Организация и проведение Республиканского конкурса научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь”.

Интерактивная информация о ходе проведения конкурса размещена на Интернет-портале студенческой науки http://www.sws.bsu.by (регистрационный номер № 1000500392 от 2 ноября 2005 г.).

Обеспечивается высокий уровень финансирования научно-исследовательских проектов. В 2007 г. на эти цели выделено 496,5 млн. рублей (в 2006 году - 309,1 млн. рублей).

С целью оказания поддержки будущим ученым организована постоянно действующая выставка научно-технических разработок студентов.

Справочно:

На экспозиции научно-технических работ студентов представлено свыше 250 экспонатов из 25 высших учебных заведений республики по 11 тематическим направлениям, соответствующим приоритетам научно-технического развития Беларуси - экспонаты в виде натурных образцов, макетов, программных средств, презентаций и др.

Из числа наиболее перспективных разработок, готовых к внедрению, сформирован и издан каталог экспозиции, включающий более 80 экспонатов от 14 вузов. Каталог представлен на электронном (CD-ROM) и бумажном носителях.

Проведение конкурса грантов для аспирантов, студентов и докторантов

С учетом приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности в Республике Беларусь разработано и утверждено приказом Министерства образования от 27 июня 2006 г. № 408 Положение о порядке проведения конкурса на соискание грантов докторантами, аспирантами, студентами, обучающимися в учреждениях Министерства образования Республики Беларусь.

В 2007 году для проведения научных исследований выделено 485 млн.рублей для выполнения 88 научно-исследовательских проектов аспирантами и студентами.

Экспертиза проектов на 2008 год осуществляется в соответствии с исх. от 31.08.2007 № 05-13/461.

Обновлен действующий электронный банк данных студенческих научно-исследовательских работ.

Справочно.

Банк данных студенческих научно-исследовательских работ содержит 1600 научно-технических разработок, авторами (соавторами) которых являются более 460 студентов 39 высших учебных заведений Республики Беларусь.

Более 100 (21%) разработок подготовлены студенческими научно-исследовательскими лабораториями (СНИЛ).

Издан электронный каталог студенческих научно-технических разработок, готовых к внедрению.

Развивается деятельность студенческих научно-исследовательских лабораторий по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных научных исследований. Для этих целей создана нормативная правовая база для организации и функционирования студенческих научно-исследовательских лабораторий (Инструкция по организации научно-исследовательской работы студентов вузов Республики Беларусь утверждена постановлением Минобразования от 31 марта 2006 г. № 27).

В 2007 году в СНИЛ принимали участие более 5 тысяч студентов из числа участвующих в НИРС (для сравнения: в 2006 году – 4835 чел.).

В настоящее время в 8 университетах (БГУ, БНТУ, БГТУ, БГУИР, ГГУ, ПГУ, БелРУ, МозГПУ) успешно функционируют 50 студенческих научно-исследовательских лабораторий и конструкторско-технологических и проектных бюро.

Активная научно-исследовательская работа студентов осуществляется в студенческих научно-исследовательских лабораториях и конструкторских бюро, таких как “Полупроводниковые лазеры” и “Компьютерный анализ данных и моделирование” (Белорусский государственный университет), “Качество” (Белорусский национальный технический университет), “Алмазный инструмент и алмазосодержащие покрытия” (Полоцкий государственный университет), студенческое научное общество Академии управления при Президенте Республики Беларусь и других объединениях.

Разработан и утвержден Комплекс мер по повышению эффективности работы аспирантуры и докторантуры на период 2007-2010 годы, предусматривающий формирование единой системы подготовки научных кадров: “научно-исследовательская работа студентов (НИРС)” - “аспирантура” - “научная и научно-педагогическая деятельность” - “докторантура”.

С 2006 года подготовка научных кадров в аспирантуре (докторантуре) осуществляется на контрактной основе.

Справочно:

Подготовка научных кадров через аспирантуру и докторантуру осуществляется в 25 вузах и научных организациях Министерства образования по 220 научным специальностям, причем 80 из них – уникальные. Наибольшее количество аспирантов проходит подготовку по техническим (25%), экономическим (16%) и педагогическим (14%) наукам.

Обеспечено создание и сопровождение банка данных молодых ученых (выпускников аспирантуры, докторов и кандидатов наук) вузов и научных организаций Министерства образования.

Подготовлен инструментарий и формы карточек учета молодых ученых (докторов наук в возрасте до 45 лет, кандидатов наук в возрасте до 35 лет и специалистов без ученой степени в возрасте до 30 лет). Сформирован Отраслевой банк данных (исх. 04.08.2006 № 21-05/207, 15.11.2007 № 21-05/6180), содержащий информацию о 4135 молодых ученых вузов Министерства образования, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук. Разработаны электронная система мониторинга молодых ученых, новое программное обеспечение и подготовлена справочно-методическая документация по его сопровождению. Подготовлена заявка для регистрации в Государственном регистре информационных ресурсов.

Последовательно решаются вопросы социальной защиты учащейся молодежи.

По инициативе Министерства образования Главой государства в 2006 году учреждены стипендии Президента Республики Беларусь для аспирантов, обучающихся по очной форме. В 2007 году впервые 87 аспирантов, обучающихся в 46 вузах и научных организациях республики, стали обладателями указанной стипендии в размере 775 тысяч рублей.

Справочно:

Первые аспиранты-стипендиаты Президента Республики Беларусь продемонстрировали межведомственной комиссии высокие учебные и научно-исследовательские результаты. Так, у 41 аспиранта сданы кандидатские экзамены и зачеты на “отлично”; 66 аспирантов имеют статьи в научных изданиях, включенных в Перечень ВАК; в т.ч. 24 аспиранта апробировали результаты диссертации в международных изданиях; 32 аспиранта имеют патенты, положительные решения, акты внедрения и являются соавторами монографий и учебно-методических пособий.

В целях привлечения студенческой молодежи в научную деятельность введена должность стажера младшего научного сотрудника. Определена оплата труда указанных работников (постановление Министерства труда и социальной защиты от 25.06.2007 № 90).

За лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, законодательно закреплено право на включение вне очереди в списки на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

При распределении после окончания ПТУЗов, ССУЗов и вузов лауреаты фондов Президента Республики Беларусь имеют первоочередное право выбора места работы.

В целях стимулирования труда молодых специалистов принят Указ Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 273 “О повышении заработной платы отдельным категориям молодых специалистов”, который предусматривает повышение тарифных ставок (окладов) на 15 процентов молодым специалистам с высшим образованием из числа лиц, получивших в период обучения поощрения специальных фондов Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, а также по поддержке талантливой молодежи (стипендию, поощрительную стипендию, гранд-премию, премию, поощрительную премию, грант, материальную помощь), принятым на работу в организации, финансируемые из бюджета.

Свидетельством государственной поддержки творческого труда ученых Беларуси является Указ Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2007 г. № 450 "Об установлении доплат за ученые степени и звания".

В 2007 году продолжена работа по усилению государственной поддержки обучающейся молодежи:
Размеры всех видов государственных стипендий учащейся молодежи пересматривались в течение 2007 года один раз и увеличились с 1 ноября на 8%. Размер учебной стипендии студентов составляет в среднем 63,1% от бюджета прожиточного минимума.

Справочно:

На конец 2007 года установлены следующие размеры стипендий:

именных: студентам высших учебных заведений – 205,6 тыс. руб.,
учебных (в зависимости от успеваемости): студентам высших учебных заведений – от 89,4 до 143,1 тыс. руб.,.;
социальных: студентам вузов – 72,0 тыс. руб.,
специальных: студентам высших учебных заведений – 141,0 тыс. руб.
Стипендия Президента Республики Беларусь студентам высших учебных заведений составляет 200 тыс. руб.

Действующая система стипендиального обеспечения позволяет выплачивать стипендии 90,7% обучающихся, имеющих право на получение стипендии;

Размер платы за общежитие для студентов и учащихся учреждений образования, независимо от того, обучаются ли они за счет бюджета или на платной основе, дифференцирован в зависимости от разряда общежития и составил к концу 2007 года от 8,4 до 17,5 тыс. руб. (24-50% от базовой величины). Иногородним студентам и учащимся при невозможности их поселения в общежитиях возмещаются расходы по найму жилья в размере 25% базовой величины (8,75 тыс. руб.) в месяц;

Студенты, получающие первое высшее образование в высших учебных заведениях государственной собственности, высших учебных заведениях потребительской кооперации и высших учебных заведениях Федерации профсоюзов Беларуси на платной основе, имеют право на получение кредита на льготных условиях (0,5 ставки рефинансирования оплачивается за счет бюджета). В отчетном году воспользовались правом получения льготного кредита 11125 граждан (на сумму 27,0 млрд. руб).

Сумма предоставленных скидок со стоимости платного обучения в 2006/2007 учебном году в подчиненных Министерству образования учебных заведениях составила более 3 млрд. руб.

В целях социальной защиты обучающихся в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14.12.2007 №638 нуждающимся студентам оказывается материальная помощь на проезд (независимо от предоставления им государственной поддержки в составе семьи) в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

Одним из важнейших элементов системы поддержки детей и молодежи является созданный в 1996 году фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся, студентов и талантливой молодежи.

Благодаря деятельности фонда и работе членов его Совета достижения и заслуги многих талантливых молодых людей не остались без внимания, а были отмечены на самом высоком уровне.

Награды получили почти 16 тыс. талантливых учащихся и студентов, десятки молодых ученых, аспирантов, обучавшихся в учреждениях министерств образования, культуры, спорта и туризма, сельского хозяйства и продовольствия, внутренних дел, Национальной академии наук Беларуси, других министерств и ведомств.

Успешно развивается система грантовой поддержки талантливой молодежи, используются другие формы морального и материального стимулирования в регионах страны.

В республике создан банк данных одаренных учащихся и студентов, который по состоянию на 1 января 2008 года насчитывает 7345 человек.

Среди них, согласно сведениям, представленным республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, 3635 учащихся общеобразовательных учреждений, 199 учащихся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования, 487 студентов, 378 аспирантов. В различных отраслях народного хозяйства работают 1943 человека, 64 человека находятся в декретном отпуске, 32 человека проходят службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь.

Эта аналитическая информация позволяет не только “провести по жизни” каждого талантливого студента и аспиранта, но и направить его творческий потенциал на развитие научных и научно-педагогических школ Беларуси.

Работа с перспективным кадровым резервом является одним из важнейших направлений деятельности Министерства образования, высших учебных заведений, подчиненных министерству.
При формировании перспективного резерва перед вузами ставится задача отбирать наиболее талантливую молодежь, имеющую лидерские качества, отличников учебы, стипендиатов специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Всего в перспективном кадровом резерве Министерства образования в настоящее время состоит 40 чел.

Из общего числа выпускников 2005 -2007 года, состоящих в перспективном кадровом резерве, более 40% остались работать в высших учебных заведениях на выборных должностях, педагогической работе, назначены на руководящие должности.

Справочно:

Среди них секретари первичных организаций ОО "БРСМ", магистранты, аспиранты тех вузов, которые они закончили. Так, выпускники Белорусского государственного университета, Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, состоящие в перспективном резерве, назначены заместителями начальников управления воспитательной работы с молодежью в своих вузах. Студент Белорусского национального технического университета Чечукевич Юрий, первый секретарь ОО “БРСМ” университета, избран депутатом Минского городского Совета, с сентября 2007 года обучается в Академии управления по специальности “Государственное и местное самоуправление”.

Часть выпускников востребована на государственной службе и работает в республиканских и местных распорядительных органах, что позволяет сделать вывод о неформальном и продуманном подборе кандидатур в перспективный кадровый резерв.

Данная категория студентов и специалистов активно участвует в конкурсах аналитических, научно-исследовательских работ в рамках проведения внутривузовских и республиканских конкурсов, что способствует развитию творческого потенциала личности. Такая практика сложилась в Белорусском государственном университете, учреждениях образования: “Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники”, “Минский государственный лингвистический университет”, Полоцкий государственный университет” и других.

Первоочередное внимание придается информированию общественности о работе с одаренной молодежью. Основные направления работы с одаренной и талантливой молодежью периодически освещаются Белтелерадиокомпанией в теле- и радиопередачах.

Однако есть и проблемы.

Далеко не все сделано по выявлению, особенно в раннем возрасте, талантливых и одаренных детей и молодежи. К сожалению, много одаренных детей теряется на переходах от одного уровня образования к другому. Школьники - победители международных олимпиад при поступлении в вуз не всегда становятся лучшими студентами и будущими учеными.

Или, например, заканчивает лауреат специального фонда Президента вуз, информация о нем передается и в министерство, и на предприятие, где он будет работать. Но практика показывает, что его там не всегда замечают и не всегда содействуют с учетом имеющегося потенциала продвижению по служебной лестнице.

Значит, нужны новые подходы в организации взаимодействия на уровне ”преподаватель-студент“.
Сегодня непозволительная роскошь иметь в вузах преподавателей, занимающихся в основном чисто преподавательской деятельностью.

Высокое качество преподавания нельзя обеспечить без знания реального сектора экономики и социальной сферы, без постоянных научных исследований в той области, в которой ведется преподавание.

Воспитать классного специалиста, более того, подготовить его к успешной научной деятельности может только преподаватель, сочетающий в себе не только лучшие качества ученого, но и педагога, педагога с большой буквы. Вузовский преподаватель не может быть просто транслятором научных знаний.

Необходимо более последовательно переходить к организации проблемного, практико-ориентированного обучения.

Отмечая положительную динамику показателей работы с одаренной молодежью в высших учебных заведениях, следует признать, что ее потенциал используется еще не в полной мере.

Министерство образования Республики Беларусь

Просмотров: 762 | Добавил: Александр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Март 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
www.workzilla.ru


Б О Н У С Ы
Получить 0,01 WMR

WMR-бонус 0,01-0,10 WMR
Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney


Получить WMB-бонус Bonus.Web-FAQ.com на свой кошелек!

0,01 WM-R
0,01 WM-R

Есть сайт? Деньги из воздуха $$$

Copyright MyCorp © 2024